Порядок передачи документов на архивное хранение
Рано или поздно у любой компании возникает необходимость в передаче документов на архивное хранение. Старые акты, приказы, договора, многие документы кадрового делопроизводства, которые более неактуальны, нельзя уничтожать полностью: ряд бумаг может потребоваться для проверок налоговой и других инстанций, в судебных разбирательствах, при анализе коммерческой деятельности, а также бывшим работникам. Для этого мало создать архив: нужно грамотно классифицировать и подготовить бумаги.
Порядок подготовки документов фиксируется в Инструкции по делопроизводству. Это внутренний нормативный акт организации, который можно составить, ориентируясь на Правила, утвержденные приказом Минкультуры (от 31 марта 2015 г. № 526), и Правила, одобренные Коллегией Росархива (от 6 февраля 2002 г.). В Инструкции нужно прописать правила формирования и оформления дел, экспертизы ценности документов, составления описей и передачи дел в архив.
Кроме инструкции, при подготовке необходимо собрать экспертную комиссию (ЭПК) из сотрудников организации. Такая комиссия должна действовать постоянно.
Когда и какие документы нужно передавать архив или на уничтожение?
Первый этап подготовки к передаче документов в архив – экспертиза ценности. На экспертизу попадают бумаги, утратившие актуальность. Сроки надобности тех или иных документов необходимо прописать в Инструкции. Например, кадровую документацию, согласно правилам Росархива, нужно хранить 3 года после окончания сотрудничества с работником. После этого их либо уничтожают, либо отправляют в архив.
В архиве организации также разрабатывают график передачи дел. Его согласуют с другими отделами и утверждают у руководителя.
Как только истекает срок надобности документов, они поступают на проверку экспертной комиссии. Её члены должны определить ценность и принять решение: отправить документ в архив или на уничтожение. Так, в архив кадровых документов должны попасть все приказы, акты, договора, которые подтверждают стаж, деятельность, доходы работника в организации.
Подготовка документов для архива
Итак, как только экспертная комиссия выбрала документы для передачи в архив, их необходимо подготовить: структурировать, систематизировать, объединить в дела. Дела составляют, ориентируясь на время составления, тип бумаг, их направленность и многое другое. Например, бухгалтерские документы объединяют по времени создания (год, квартал, месяц), кадровые – по имени работника, отдельному подразделению компании, времени сотрудничества.
Документы, объединенные в одно дело, переплетают и помещают в папку (обложку). На обложке размещают основную информацию:
- название организации, код ее подразделения;
- номер дела и его заголовок;
- даты;
- срок хранения;
- число листов;
- архивный шифр.
Обязательно нужно составить опись дел (в двух экземплярах). Информация в описи и на обложках дел должна совпадать. Если документы отправляются в архив организации, их принимает и проверяет ответственное лицо в присутствии работника, предоставившего бумаги. На обоих экземплярах описи проставляют отметки о том, что дело в наличии. В конце описи указывают количество переданных дел, номера тех, что отсутствуют, дата передачи и подписи. При передаче ценных документов проверяют число листов в делах.
Если за время работы архива изменилось название компании, новое необходимо прописать на обложке каждого дела, указав старое в скобках.
Если возможности хранить бумаги и заниматься подготовкой к хранению у компании нет, можно передать обязанности сторонней компании (по договору), а сами документы перенести в электронный вид. Законом это не запрещено.
ИНСТРУКЦИЯ по кадровому делопроизводству
– что проверяет инспекция по труду и как подготовится к проверке
Выписка из «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения», утвержденная приказом Росархива от 6 октября 2000 года.
Многие сроки начинаются с момента отметки ЭПК (экспертно-проверочной
Вид документа |
Срок хранения документов |
Примечание |
Документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами |
Постоянно |
|
Переписка о приеме, распределении, перемещении, учете кадров |
5 лет ЭПК |
|
Документы (заявки, сведения, переписка) о потребности в работниках, сокращении (высвобождении) работников |
5 лет |
|
Записки, заменяющие приказы по личному составу |
75 лет ЭПК |
5 лет – о предоставлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, взысканиях, краткосрочных командировках (по России) |
Личные дела (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и другое): |
||
а) руководителя организации; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания |
Постоянно |
|
б) работников |
75 лет ЭПК |
|
Характеристики работников, не имеющих личных дел |
75 лет ЭПК |
|
Личные карточки работников (в том числе временных работников) |
75 лет ЭПК |
|
Трудовые договоры (контракты), трудовые соглашения, не вошедшие в состав личных дел |
75 лет ЭПК |
|
Документы (анкеты, автобиографии, листки по учету кадров, заявления, рекомендательные письма, резюме и другое) лиц, не принятых на работу |
1 год |
|
Подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства) |
До востребования |
Невостребованные – 50 лет и более |
Документы (справки, докладные и объяснительные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления, командировочные удостоверения и другое), не вошедшие в состав личных дел |
5 лет |
|
Протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность |
Постоянно |
|
Документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел |
75 лет ЭПК |
|
Заявления об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей |
3 года |
|
Переписка о замещении вакантных должностей, избрании на должности |
3 года |
|
Протоколы заседаний комиссий по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет |
15 лет |
При отсутствии приказов – 50 лет и более |
Список (штатно – списочный состав) работников |
Постоянно |
|
Списки: |
50 лет – при отсутствии лицевых счетов |
|
а) членов руководящих и исполнительных органов организации |
Постоянно |
|
б) ветеранов и участников Великой Отечественной войны и других военных действий |
Постоянно |
|
в) награжденных государственными и иными наградами, удостоенных государственных и иных званий, премий |
Постоянно |
|
г) работников |
75 лет |
|
д) кандидатов на выдвижение по должности |
5 лет |
|
е) военнообязанных |
3 года |
|
ж) прошедших аттестацию |
5 лет |
|
з) получающих персональные ставки, оклады |
10 лет |
|
Переписка об учете призыва и отсрочки от призыва военнообязанных |
3 года |
|
Переписка об оформлении командировок |
5 лет |
10 лет ЭПК – для заграничных командировок |
Документы (отчеты, акты, сведения) об учете трудовых книжек и вкладышей к ним |
3 года |
|
Документы (представления, ходатайства, анкеты, акты) об установлении персональных ставок, окладов, надбавок |
5 лет |
50 лет ЭПК – при отсутствии приказов |
Переписка об установлении и выплате персональных ставок, окладов, надбавок |
5 лет |
|
Графики предоставления отпусков |
1 год |
|
Карточки, указатели к приказам по личному составу |
75 лет |
|
Книги, журналы, карточки учета: |
После увольнения |
|
а) приема, перемещения (перевода), увольнения работников |
75 лет |
|
б) работников, направленных в командировки |
5 лет |
|
в) военнообязанных |
3 года |
|
г) отпусков |
3 года |
|
д) личных дел, личных карточек, трудовых договоров (контрактов), трудовых соглашений |
75 лет |
|
е) выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним |
50 лет |
|
ж) выдачи справок о заработной плате, стаже, месте работы |
3 года |
|
з) выдачи командировочных удостоверений |
5 лет |